Многие из тех, кто продал свое предприятие, были бы рады покинуть его как можно скорее после передачи дел и предоставления разъяснений персоналу, клиентам, поставщикам и акционерам (с последними объясняться обычно труднее всего). Если такой вариант невозможен или нецелесообразен, ознакомьтесь с приведенными ниже рекомендациями — возможно, они помогут вам преодолеть трудности периода запрета на уход из компании.
Серийный предприниматель
После продажи своего первого предприятия Тони Джиллу пришлось остаться в компании, купившей его бизнес. Это вызывало у него смешанные чувства. В определенной мере он ощущал облегчение от того, что сложный процесс продажи, длившийся целых девять месяцев, наконец позади и теперь у него на счете есть средства, гарантирующие будущее его семье. В то же время Тони не мог избавиться от чувства утраты. Как он сам выражался, «теперь мой бизнес принадлежит другим и уже не трогает меня, как прежде». Примечательно, что сотрудники, вместе с которыми он трудился много лет и находился в дружеских отношениях, стали отдаляться от него. Было ли это следствием его нового финансового статуса? Может быть, Тони просто не воспринимали как босса? Так или иначе, но наш серийный предприниматель явно ощутил, что атмосфера на предприятии изменилась.
Хотите купить квартиру в Испании? В этом случае рекомендую на сайт http://grupotriumph.com/prodazha-nedvizhimosti-v-ispanii/ компании Triumph Group заглянуть, где вопрос купить квартиру в Испании рассматривается весьма обстоятельно. Возьмите это на заметку.
В период запрета на уход из компании Тони продолжал активно трудиться, не глядя на часы и пытаясь по мере сил принести пользу новому бизнесу. С руководством у него установились конструктивные отношения. Тони старался привыкнуть к мысли, что теперь над ним стоит начальник. «После стольких лет самостоятельной работы я вдруг столкнулся с необходимостью перед кем-то отчитываться. Справиться с этим чувством было довольно трудно. Я продолжал много работать, но удовлетворения уже не испытывал». Этот дискомфорт привел к тому, что, как только договорные обязательства закончились, Тони сразу же ушел из компании.
Все это случилось много лет назад, но горький осадок остался. Когда Тони продавал свой второй бизнес, эти негативные эмоции серьезно повлияли на его позицию. В главе 6 я писал о том, как Тони выстраивал отношения с европейскими конкурентами. В 2005 г. один из них сделал Тони очень привлекательное предложение о выкупе всех его акций за очень серьезную сумму с расчетом денежными средствами, но при одном условии — Тони обязан был отработать на предприятии пять лет после заключения сделки. Предложенная цена действительно была привлекательной, но условие запрета на уход из компании оказалось для Тони слишком обременительным. Он не хотел заниматься бизнесом, который ему уже не принадлежал, и решил поискать другие варианты.
Он обратился в коммерческий банк и предложил ему профинансировать выкуп компании менеджерами. Для повышения привлекательности такого варианта как для банка, так и для команды менеджеров Тони предложил значительную скидку. Он рассматривал ее как плату за возможность уйти из бизнеса сразу же после продажи. В конце концов, существующая команда менеджеров могла незамедлительно приступить к своим обязанностям и обеспечить дальнейшую успешность предприятия. Казалось, это решение было оптимальным. Правда, необходимо отметить, что предложенная Тони скидка вылилась во внушительную сумму. Многие могли бы комфортно прожить на эти деньги всю оставшуюся жизнь, но Тони решил отказаться от них. Когда я спросил его, как он сам расценивает свой поступок, в ответ услышал: «Понимаешь, эти деньги стали для меня платой за пять лет жизни. К тому моменту я и так уже был обеспеченным человеком, зачем мне было цепляться за эту сумму в обмен на годы, которые никогда не вернуть?» Вот вам замечательный пример, подтверждающий справедливость поговорки «Время — деньги».