«Число жителей, которым хотелось бы пригласить к себе домой советских олимпийцев, намного превышает количество последних»,— говорил Фрэнк Шэтц. А какой здесь поднялся переполох, когда кем-то был распущен злостный провокационный слух, что советские спортсмены якобы решили отказаться от участия в XIII зимних Олимпийских играх! «Неужели? Правда ли?» — спрашивали нас взволнованно и спортсмены, и туристы, и местные жители. Получив отрицательный ответ, успокаивались и радостно улыбались. А один из них метко заметил: «На олимпийских играх нам нужно побольше свежего снега и поменьше тухлой политики».
Как говорится, не в бровь, а в глаз.
Недаром с глубоким удовлетворением было встречено здесь решение МОК отклонить предложение национального олимпийского комитета США об отсрочке, отмене или переносе из Москвы Игр XXII летней Олимпиады.
Министр юстиции Бенджамин Сивилетти был загадочно немногословен и прозрачно угрожающ. Он говорил, что его департамент вот уже в течение длительного периода изучает пути и методы решения «проблемы» в ожидании приказа из Белого дома. Он говорил, что ему «не хотелось бы прибегать к угрозам», что он предпочел бы «добровольное подчинение». О чем шла речь на пресс — конференции в храме вашингтонской Фемиды? Быть может, мистер Сивилетти посвящал журналистов в новые планы администрации по борьбе с мафией и другими синдикатами организованной преступности? Может быть, власти решились наконец приструнить ку-клукс-клан и неонацистов? Ни то, ни другое. Мафиози, куклуксклановцы могут спать спокойно. Объектом крестового похода, объявленного мистером Сивилетти, являлись американские спортсмены, пожелавшие принять участие в летних Олимпийских играх в Москве.
Министерство юстиции США включилось в кампанию запугивания строптивых спортсменов и колеблющегося Национального олимпийского комитета США, так сказать, в самый решительный момент: на следующий после пресс-конференции день Национальный олимпийский комитет США обсуждал в Колорадо-Спрингс ультиматум президента США. «Оркестровка» шантажа была основательной: обрабатывали спортсменов, их родителей и тренеров. В обработке принимали участие сам президент США, вице-президент, государственный секретарь, юридические советники Белого дома и, наконец, министерство юстиции. Палата представителей проголосовала против участия в Олимпийских играх. По ее стопам двинулся и сенат.