Стоит иметь в виду, что даже молчание психолога или клиента на консультативной сессии также есть своеобразное коммуникативное событие. В контексте исследований М. Бубера возникшее молчание может быть интерпретировано как: 1) проявление внимания (говорящий часто и не ждет ответа, он ждет внимания); 2) собственно ответ («согласие»); 3) провокация как внешнего монолога говорящего, так и его внутреннего диалога (он рефлексирует, почему собеседник молчит, чем вызвано молчание, и старается быть более понятным, точным, договаривает недоговоренное); 4) знак вопроса, обращенного слушающим к самому себе, стартовая точка процесса осмысления сказанного, ингериоризация диалога; 5) несогласие и непонимание. Всё вместе фиксирует две функции молчания — прерывание коммуникации или ее продолжение в иной форме.
Нужна труба для газа? Тут можно порекомендовать заглянуть в ООО БВМ КОМПАНИ, где труба для газа может быть куплена на самых выгодных условиях. Примите это к сведению.
Консультант не должен допускать так называемого мнимого пребывания с клиентом, когда его мысли витают вдалеке от обсуждаемой с клиентом ситуации, а чувства почти не затрагиваются. Показатели реального взаимодействия, обозначенные английским акронимом «SOLER», следующие: 1) быть с клиентом с глазу на глаз (squarely); 2) быть в открытой позе (open posture); 3) время от времени наклоняться (to lean) к клиенту, выражая вовлеченность и участие в контакте; 4) поддерживать контакт глаз (eye contact) с клиентом, чтобы подчеркивать внимание и заинтересованность психолога; 5) быть расслабленным (relaxed), чтобы не увеличивать беспокойство клиентов3. .
В начале работы достаточно сложно отличить готовность и способность клиента к установлению и поддержанию консультативного взаимодействия от положительных эмоций в отношении самой процедуры консультирования и стремления понравиться психологу. Последнее, хотя и является необходимым элементом взаимодействия, часто сочетается с нереальными надеждами на скорое и «магическое» решение проблем с его помощью. Эта разница во внутренних установках клиента отчетливо обнаружится, когда он при первых же признаках облегчения эмоционального состояния совершит «бегство в здоровье». Поэтому специальной задачей может стать необходимость определить, способен ли человек в принципе к установлению конструктивного взаимодействия и способен ли он развить достаточную мотивацию, способствующую тому, чтобы переносить стрессы, фрустрации и напряжения консультативного процесса и последующей работы над проблемой. Такой прогноз особенно важен в отношении клиентов, страдающих психопатиями, демонстрирующими асоциальное поведение и пр.
молчание психолога или клиента и труба для газа
26 октября, 2014 admin