Научная версия школы взрослых, отработанная на примере вечерней школы, конечно, постоянно обогащается, а сама вечерняя школа претерпевает изменения. И все-таки и теория и практика не вольны переступать ведомственные барьеры. А отсюда следует, что в этой логике невозможно объяснить необходимость перехода на позиции человека как субъекта всей своей жизнедеятельности, а значит, и конструирования новой модели образования взрослых. Судьба вечерней школы — это и судьба ее научной версии, бессильной противостоять ведомственному произволу. Драматизм всей ситуации придает отчаянная борьба энтузиастов-практиков за выживание вечерней школы, которая не раз демонстрировала способность к развитию и преодолению трудностей.
Образование взрослых тесно связано с социальми процессами. Положение конкретных образовальных институтов специфично в том отношении, что они подчас испытывают трудности, проистекающие из последовательного решения (иногда успешного, а иногда неуспешного) обществом тех или иных социальных проблем.
Хотите заказать утепление балконов и лоджий на выгодных условиях? Тут можно порекомендовать обратиться в компанию «ПРОМ-АЛЬП», которая такие услуги как http://prom-alpinizm.com.ua/info/uteplenie-balkonov-lodgiy утепление лоджий и балконов, монтажные работы, фасадные работы и прочее предлагает с гарантией качества. Примите это во внимание.
Так, введение всеобщего среднего образования (это тем более касается тех социальных институтов, которые «привязаны» к ведомственным задачам, а вечерняя школа — именно такой социальный институт, чувствительный ко всяким внешним колебаниям: ее титанические труды подстегивались состоянием всей социально-образовательной ситуации и превратностями ведомственных решении) искусственно привело к сокращению отсева из общеобразовательной детской школы, что ограничило потенциальные контингенты вечерней школы. Сам факт едва ли не насильственного удерживания в школе подростков и молодых людей, стремящихся к самостоятельности, вряд ли можно отнести к позитивным тенденциям дореформенной школы. Реформа школы предусматривает возможность выбора разных путей завершения образования. Так что эта трудность была снята как бы сама собой. Однако тут же обнаружились социально-психологические последствия этой меры — широко распространенные мнения, что вечерней школе скоро вообще учить будет некого, что детская школа фактически поставляет школе взрослых свой брак, что ни с детской школой, ни с ПТУ конкурировать невозможно и т. д. Институты образования, в том числе и «эталонный» ее институт — общеобразовательная детская школа, еще не умеют работать в условиях демократизации, в атмосфере соревновательности. А школа взрослых обладает особенно низкой конкурентоспособностью. Это ее беда и вина.