Важнейшая задача формального образования в системе непрерывного образования — «научить учиться» и выработать устойчивую потребность и готовность к постоянному пополнению знаний. Как писал В. И. Ленин, «вся задача состоит в том, чтобы человек усвоивший себе начальное руководство, имел в руках надежную путеводную нить для дальнейшего изучения этого предмета, чтобы он получил интерес к такому изучению». Это понимают и в братских странах. «Решающее значение,- отмечалось, например, на XI съезде СЕПГ,- приобретает задача получения молодежью прочных знаний и навыков, чтобы она могла опираться на них, продолжая свое образование, задача воспитания у учащихся способности самостоятельно овладевать новыми знаниями и применять их на практике, выработки у нее потребности и стремления продолжать учиться самостоятельно».
Неформальное образование направлено на повышение профессиональной и деловой квалификации людей, обучение их компетентному участию в общественной деятельности, удовлетворение постоянно возникающих личных интересов и потребностей. Оно осуществляется в соответствии с возникающими потребностями в процессе или с отрывом от производственной деятельности в различных видах учебных заведений или путем организованного самообразования. Подсистема неформального образования строится в соответствии с ее целями и задачами, на основе совокупности форм и методов, описанных в предыдущей главе, на общегосударственных началах.