Работа с консультантом «принуждает» клиента сделать выбор между разными дискурсивными значениями и инвестировать тем самым построение определенной квазиреальности, способной влиять на его поведение и отношения. Такое дискурсивное переключение (перекодирование) заменяет значение определенных поступков клиента, имеющих место лишь в границах определенного жизненного сценария, на другое, становящееся центром выстраивания нового сценария. Переключение может осуществляться в консультативных играх («Представим, что…»), в процессах изменения, трансформации («Давайте попробуем…»), в мотивировках («А что, если…»), в апробации новых форм выполнения действий в условиях новых контекстов и пр.
В консультативной работе важное значение имеет точное определение смысловых блоков (последовательностей) в высказываниях клиента, выделение тех категорий, которые они выражают. Это дает возможность определить не только ту центральную проблему, вокруг которой строятся анализируемый текст (дискурсивное событие текста), «привилегированные мотивы» консультативного дискурса и ключевые концепты клиента («несправедливость», «предательство», «обида», «разочарование», «страх», «одиночество», «любовь», «счастье» и т.п.), но и изменчивые концепты реальности клиента, которые также в конкретных ситуациях могут определять значение привилегированных концептов и соответственно саму структуру дискурса. Совместное с психологом созидание определенных смыслов в дискурсе, как правило, отвечает текущей жизненной ситуации клиента и помогает ему обрести новый взгляд на переживаемые проблемы. Более того, человек может даже обрести новую идентичность путем позиционирования самого себя в консультативном дискурсе (например, не «брошенный», а «обретший свободу») и всегда может переопределиться самостоятельно новыми значениями, найденными вместе с психологом в консультативном дискурсе.
Предложенные Э.Лакло и Ш.Муфф термины «логика эквивалентности» и «логика различения» описывают два важных дискурсивных процесса в консультировании. «Логика эквивалентности» обнаруживает себя в приравнивании основного содержания разных концептов в сознании клиента (например, он «приравнивает» так: «разведенный» = «оставленный» = «брошенный» = «недостойный/плохой» = «никому не нужный» = «одинокий» = «несчастный» и т.д.). Цепочки таких эквивалентностей могут быть успешно разорваны и переконструированы в консультативном взаимодействии с помощью «логики различения», которая в поле имеющихся у клиента значений концепта обнаруживает новые значения («неуспешный» Ф «неуспешный всегда и во всем», а только «в чем-то и иногда неуспешный», а «во многом другом — успешный»). Таким образом клиент ставится перед необходимостью активного смыслообразования и текстопорождения, создавая новые, терапевтически и развивающе ориентированные, тексты о себе и для себя.
Интересный сайт «Молодая мама» мне повстречался в интернете. На страницах этого сайта про то, как правильно брить зону бикини, про признаки мнимой беременности и прочее есть самая актуальная информация. Возьмите на заметку мое сообщение.