Практически все поступки людей определяются сделанными ими сознательными выборами. Иногда, стремясь удовлетворить свои потребности, люди совершают разрушительные и саморазрушительные выборы. Задача консультанта — помочь им делать разумные выборы, находить эффективные способы контроля за собственной жизнью и внешними обстоятельствами, управления жизнью.
Сознательное поведение человека является целостным и произвольным, что определяется четырьмя составляющими: совершением действий, мышлением, переживанием чувств и физиологией, обеспечивающей их функционирование. Лишь два компонента (действия и мысли) подчинены произвольному контролю, и именно их люди должны «улучшать», чтобы изменить поведение в целом.
Хотя жалобы клиентов на поверхности выглядят как связанные с чувствами, за ними всегда стоит целостное поведение, которое реконструируется на консультации. Обычно люди описывают целостное поведение путем изложения его наиболее выраженного компонента. К примеру, клиент, жалующийся консультанту на депрессию, возникшую из-за ухода жены, реально описывает ему свое целостное поведение: свои действия (он апатично сидит на одном месте); свои мысли («Какой толк? Все равно я потерял ее»); свои чувства (подавленность, страдание); и, наконец, свою физиологию (бессонницу, потерю аппетита). Консультант помогает осознать все компоненты целостного поведения.
О бизнес-портале ЛИДЕРОПТ мне в интернете повстречалась полезная информация. Благодаря этому порталу такой вопрос как обувь для детей оптом можно решить весьма выгодно и с гарантией качества. Примите это к сведению.
Чем лучше человек понимает, что чувства — лишь один компонент целостного поведения, и чем чаще использует глагольные формы для описания происходящего с ним (поскольку, по У. Глассеру, то, что он может изменить в своем поведении, — это заменить один глагол другим), тем в большей степени он оказывается способным управлять своей жизнью. Именно с этим консультант связывает возможность клиента осуществить выбор — продолжать пребывать в апатии, выбирать депрессию или выходить из нее, избирать эффективную жизнь. Клиент может воздействовать на мир и себя (как часть мира), чтобы получить нужную ему картину. Задача консультанта состоит в том, чтобы помочь клиенту избрать лучший способ целостного поведения.
То, что в бихевиоризме именуется стимулом, У. Глассер называет всего лишь информацией, которая сама по себе не может заставить человека действовать определенным образом. Люди ведут себя так или иначе не просто потому, что восприняли нечто в окружающем мире, что требует конкретного действия (отвечают по телефону, потому что он звонит, останавливаются на перекрестке, потому что зажегся красный свет светофора), а потому, что эти действия наилучшим образом удовлетворяют какую-то их внутреннюю потребность. И в этом смысле человек может и не ответить на телефонный звонок, если занят более важным делом, и проскочить на красный свет, если ему чрезвычайно необходимо.
Конечно, получив сходную информацию, многие люди и действуют сходным образом (если телефон звонит, большинство отвечают на звонок), но все равно причины, по которым они это делают, находятся в них самих, а не в самой информации извне. Но чем больше информации извне, тем выше способность людей решить, что им лучше делать.