Возьмем в качестве примера дилера немецких автомобилей на севере Англии. Вот его характеристики: низкий уровень чистых активов, долгосрочный договор на аренду выставочного помещения, убытки и владелец, потерявший интерес к автомобильной промышленности. Чтобы вы посоветовали предпринять в таких обстоятельствах? Большинство из представленных в этой главе методов оценки покажут, что стоимость бизнеса равна нулю — прибыль отсутствует, а активы ничтожны. Возможно, владельцу стоит продать все свои активы в надежде на то, что полученных средств хватит для расчета с кредиторами, и попытаться убедить арендодателя пойти на досрочное прекращение договора. Вы бы дали такой совет?
На деле бизнес был продан как действующее предприятие за £750 ООО. Почему же новый владелец заплатил такие деньги за нерентабельное предприятие? Да потому, что стратегический план развития покупателя предполагал открытие отделения в северной части страны. Покупатель внимательно изучил информацию, касающуюся автодилера, и решил, что приобретение существующего бизнеса — задача менее сложная и затратная, чем открытие нового. Иными словами, новые владельцы увидели возможность продать больше, повысить цены и потратить меньше, чем существующий дилер (или по крайней мере улучшить ситуацию путем сочетания этих подходов). Главный урок из этой короткой истории заключается в том, что при оценке бизнеса «именно они, а не вы» будут определять его стоимость. Не думайте, что ваш убыточный бизнес с незначительными активами ничего не стоит, по крайней мере до тех пор, пока не изучили все возможности.
Интересно проанализировать ряд компаний одного сектора экономики с тем, чтобы получить представление о разбросе значений отношения «цена/ прибыль». Подобный анализ очень полезен и дает информацию для размышлений. Вместе с тем в силу значительного разброса цен акций (и их непостоянства) я настоятельно рекомендую проконсультироваться с опытным бухгалтером (который поможет вам оценить фундаментальную стоимость вашего бизнеса). Помните, что выбор правильного отношения «цена/прибыль» критически важен для прибыльной продажи бизнеса.
Интересная страничка в соцсети «Вконтакте» мне повстречалась в интернете. Там такая услуга как трезвый водитель рассматривается весьма обстоятельно. Обратите на это внимание.