О Катрин Денёв следует писать как об актрисе, разрешившей (может быть, только для себя лично) «парадокс Петера Шлемиля».
В 1813 году немецкий романтик Адельберт Шамиссо опубликовал книгу о человеке, продавшем свою тень дьяволу. В «Необычных приключениях Петера Шлемиля» наше эфемерное и неосязаемое продолжение обрело вдруг свойства неожиданные и знаменательные. Прежде всего оно превратилось в нечто материальное и плотное, вместо оптического эффекта стало вещью. Оказалось, что тень можно отделить от земли, сжать, сложить, сунуть в карман, на нее можно наступить и продырявить насквозь, она способна примерзать к земле, плесневеть и подвергаться нападению моли.
Эти определения, взятые из текста книги, свидетельствуют еще об одном свойстве тени — она независима от своего хозяина. Иначе говоря, судьба человека и судьба его тени — не идентичны.
Продажей тени дело в повести не заканчивается. Серый коммивояжер — нетрадиционный дьявол Шамиссо — где-то в середине книги дает понять, что основная цель у него вполне традиционно — приобретение души. Именно ее он требует у Шлемиля, предлагая взамен ранее закупленную тень. Но если продажа тени означала, что Шлемиль оказался вне общества, что для других он не существует, то продажа души будет означать исчезновение для самого себя. Фантастическая притча Шамиссо оказывается горьким повествованием о трагическом разрушении человеческой личности в буржуазном обществе.
Кино вызвало к жизни — наряду со множеством других — одно любопытное явление: оно породило профессиональных актеров — профессиональных Петеров Шлемилей, людей, с отделившейся от них тенью. Их тень навсегда осталась на эмульсии пленки и приобрела полную независимость от своего источника. Более того, источник попал в полную зависимость от тени.
Продавая свою тень, современный западный актер — звезда должен опасаться судьбы Шлемиля. Он останется звездой, только если его тень будет храниться в зрительной памяти сотен тысяч и миллионов людей. Коллективная мнемотехника предполагает многократность повторения — и актера заставляют непрестанно сниматься. Коллективная мнемотехника предполагает ограниченное число вариантов и даже неизменность запоминаемого — и актера принуждают появляться в ролях одноплановых. В результате киноактер оказывается перед той же необходимостью, с которой столкнулся и герой повести немецкого романтика: чтобы уберечь тень, он должен отказаться от души. Живой, изменяющийся человек, чтобы сохранить цельность и весомость экранной тени, должен жить с постоянной оглядкой на нее, подавляя в себе естественную жажду перемен. Этого требует практика кинорынка, и люди, диктующие законы торга, не простят актеру неверности прежнему своему лику. В обратной противоестественной связи тени и человека —драматизм актерской профессии в буржуазном обществе, в этом — своеобразный «парадокс Петера Шлемиля»…
Сайт Чернова Сергея Витальевича мне повстречался в интернете. Этот человек — уголовный адвокат Москва, который берется за самые разные дела юридического характера с гарантией нужного результата. Примите к сведению мое сообщение.