Увеличивается фонд земель, принадлежащих шахиншаху и членам его семьи, местной элите. Доля свободных общинных земель сокращается. Этим можно объяснить и одно из основных требований развернувшегося в V-VI вв. маздакитского движения, идеалом которого было восстановление старинной иранской свободной сельской общины. Главным последствием поражения маздакитского движения стало укрепление центральной власти.
После арабских завоеваний и распространения ислама в Иране создаются предпосылки для дальнейшего усиления роли государства в обществе, прежде всего, за счет религиозного обоснования его непосредственного вмешательства в хозяйственную деятельность.
Интересует такая услуга как мытье окон москва? Тут можно порекомендовать в компанию QualityCleaning обратиться, которая клининговые услуги, например, такие как мытье окон москва, оказывает на самых выгодных условиях. Возьмите на заметку мое сообщение.
Продолжает расти фонд государственных земель как экономическая основа могущества государственной власти. Хотя традиция земельных пожалований в теократическом мусульманском государстве связывается с именем пророка Мохаммеда, сведения о первых пожалованиях говорят о них не как о правиле, но скорее как об исключении из правил. Появляются такие формы налогов, которые сохранили свое значение до настоящего времени. Это зафиксированные в исламском праве «закят» (налог с ремесла и торговли), «ушр» (налог с земли), «хумс» (пятая часть с военной добычи).
Стала складываться система землевладения и землепользования, остатки которой сохранились в Иране почти до середины XX в. Основная часть земель страны находилась в собственности государства. Эта земля обрабатывалась наследственными арендаторами, платившими налог непосредственно в государственную казну.
Распространение в этот период получили вакфы — неотчуждаемые земли мусульманских центров (мечетей, медресе и т.п.). Продолжала сохраняться категория земель, принадлежащих лично верховному правителю, приближенным к нему лицам. Вместе с тем начинает формироваться такая категория земель, как условно и безусловно частная, свойственная понятиям раннефеодального общества. Именно процесс их формирования оказался теснейшим образом связан с государственной властью, то поощрявшей частное владение, то сокращавшей степень безусловности владения землей.
С точки зрения эволюции земельной собственности в условиях мусульманского государства, наибольший интерес представляет трансформация ленного пожалования. Владелец имения, в отличие от владельца условного пожалования, не обязан был нести государственной службы, мог завещать свою землю или продать ее вместе с находящимися на ней крестьянскими хозяйствами.