Деятельность многих хозяйствующих субъектов, направленная на достижение различных, а иногда противоположных целей, должна в определенной степени координироваться из единого центра (на уровне региона, области, страны). Роль координатора могут играть органы местного самоуправления, региональные или локальные туристические организации, а возможно, специализированные органы государственной власти. Их главная задача заключается в формулировании идеи туристического продукта-места, привлечении к ее реализации хозяйствующих субъектов и жителей, улаживании возможных конфликтов и столкновений интересов, поддержке хозяйствующих субъектов, участвующих в мероприятии (правовая, маркетинговая, информационная, образовательная и т.п. помощь), а также продвижении нового туристического продукта. С последней функцией неразрывно связана необходимость создания эффективной системы туристической информации. Следует отметить, что этот «производитель» туристического продукта-места представляет собой учреждение типа non profit1, т.е. он в такой ситуации не участвует в продажах продукта и не имеет доли в прибылях (Niezgoda, 2000; Golembski, Rapacz, 2001).
Неоценимую роль в формировании туристического продукта- места играют средства массовой информации (пресса, радио, телевидение как местного, так более широкого масштаба)2. Конечно, средства массовой информации не принимают прямого участия в производстве туристического продукта, однако могут доносить до своих потенциальных потребителей (населения, руководителей, хозяйствующих субъектов, туристов) его идею, информировать о ходе работ по реализации мероприятия, а также продвигать уже существующий продукт. Распространением подробной информации об предложении территории они могут помогать в формировании индивидуальных туристических пакетов. В более длительной перспективе средства массовой информации участвуют в формировании эталонов и моделей поведения (туристов, жителей), а также в создании образа территории и в поддержании существующих стереотипов.
Однако даже самый лучший замысел, поддержанный властями, хозяйствующими субъектами и СМИ, может остаться в сфере планов, если не будет принят жителями территории. Местных жителей можно разделить на две основные группы: лица, непосредственно участвующие в формировании продукта (например, деятельностью по обслуживанию туристического движения), и лица, косвенно влияющие на его структуру, создающие атмосферу места, иногда выступающие в роли живых туристических объектов либо добровольных информаторов.
Несколько провокационным представляется включение в число производителей группы туристов, которые всегда однозначно отождествляются с потребителями продукта. Несмотря на бесспорность основной роли туристов как потребителей туристического продукта, можно отметить в их поведении некоторые черты производственного характера. Очевидно, такая деятельность не полностью осознается самими туристами; в частности, она заключается в самостоятельной компоновке индивидуальных туристических пакетов (свободный подбор потребляемых материальных ценностей и услуг). Довольно часто (особенно это свойственно молодым людям) общество других туристов-ровесников, гарантирующее веселое времяпровождение и создающее соответствующую атмосферу, признается важнее самого места отдыха, например дискотеки на пляжах Римини, маршруты выходного дня на Ибицу или на Мальорку. В таком случае туристический продукт-место не может существовать без участия (взаимодействия) туристов. Другой важной ролью туристов считается информирование (так называемая шепчущая реклама). Если их ожидания оказались исполненными или даже превышенными во время пребывания, то они могут стать настоящими пропагандистами данной территории.
Процесс формирования туристического продукта-места имеет синергетический характер, т.е. взаимодействие нескольких субъектов оказывается более эффективным, чем сумма их независимых усилий. С этой точки зрения необходимым условием оптимизации процесса формирования туристического продукта-места становится непрерывное сотрудничество всех его соавторов.
Предложенный Батлером (Butler, 1980) гипотетический жизненный цикл туристической территории (местности) представляет общие тенденции, этапы и фазы развития исследуемого пространства (в том числе туристического продукта-места). Эта модель представляет собой пример зависимости изменения объема туристического движения от длительности цикла.
Любите азарт? А мне повстречался сайт в интернете, где дурак переводной и другие азартные представлены в большом разнообразии. Обратите внимание на мое сообщение.