Прохаживаясь по пресс-центру XIII зимних Олимпийских игр в Лейк-Плэсиде между шеренгами стрекочущих пишущих машинок и согнувшимися над ними репортерами, мы невольно оказались свидетелями следующей сценки. Корреспондент одной популярной австрийской газеты, заправив в машинку лист бумаги, сначала бодро отстучал заголовок: «Праздник кончился — начинаются будни», а затем надолго задумался. Заглянув к нему через плечо, мы остановились полюбопытствовать: какая фраза последует за заголовком? Но корреспондент явно не спешил. Он теребил свою курчавую бороду, крутил цепочку висевшего на груди репортерского жетона-пропуска, отхлебывал пиво из жестяной банки, но к клавишам все не прикасался. Затем неожиданно выдрал лист из машинкн, скомкал его, бросил под стол, вставил чистый лист и с каким-то лихим отчаянием отстучал новый заголовок. Мы не совсем вежливо перегнулись, чтобы прочесть заголовок, который гласил: «Мюзик-холл кончился — начинается спортивный праздник».
Трудно сказать, какие мысли пронеслись в мозгу австрийского журналиста, но эти два заголовка весьма точно отражали отношение к Белой Олимпиаде многотысячной армии туристов» осаждавших в эти дни Лейк-Плэсид. Для одних 14 февраля и впрямь начались будни. Этих спортивные состязания мало интересовали. Они приехали не столько посмотреть игры, сколько себя показать. В то самое время, когда начались первые хоккейные баталии, первые лыжные гонки, они стали осаждать не стадионы и горные склоны, а рестораны и бары. Звону коньков о лед они предпочли звон льда в бокалах.
— Откровенно говоря, мы приехали сюда не на зимние Олимпийские игры, а на демонстрацию мод предстоящего летнего сезона,— с обезоруживающей откровенностью заявила нам одна модница (в Лейк-Плэсид в те дни слетелись со своей продукцией и манекенщицами представители крупнейших домов моделей Америки и Европы).
Но для большинства туристов 14 февраля в Лейк — Плэсиде начался праздник, ибо при всей своей зрелищности церемония открытия Игр была всего лишь прологом, не более. Никакая драматургия феерических шоу не может заменить для подлинного ценителя спорта неповторимой драматургии спортивной борьбы, в которой многое, как в детективных романах Агаты Кристи, подернуто туманной дымкой неизвестности до самой последней страницы — финиша. И вот неожиданно выясняется, что некоторые вчерашние кумиры уступили неизвестным прежде спортсменам, «засиявшим» вдруг накалом звезд первой величины. В этом прелесть спортивной борьбы. Подарил ее зрителям первый деиь Белой Олимпиады в Лейк-Плэсиде.
Тем не менее давайте поговорим о кумирах, не пожелавших уступить лыжню бурно напирающим конкурентам.